УШУ

Содержание


Определение.

    Ушу (??) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (??), гошу (??) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Наверх
Про названия.

    Другие названия:

  • Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
  • Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.

Кунг-фу и у-шу.

    В русском языке сложилась традиция определять термином «кунг-фу» боевое искусство, а термином «у-шу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунг-фу — это у-шу, выполняемое в быстром темпе».

Наверх
Виды и стили.

    Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации "Цзинъу" (???), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань» (??), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (??). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.


Спортивное ушу.

Ушу-таолу

  • Ушу-таолу — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
  • Чуаньтун-таолу - это традиционный раздел Спортивного Ушу, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники, так же, как и в Таолу, соревнуются выполнении комплексов движений, стилизованных под виды Традиционных Школ Китайского Ушу. В России принято выполнять эти комплексы так же с добавлениями не типичных для стиля акробатических элементов, пробежек. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в Таолу. От спортивного Таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей Ушу) и большим количеством используемого Традиционного оружия. Не имеет отношения к Традиционному Ушу, в общепринятой мировой трактовке.
Ушу-саньда (саньшоу)
  • Саньда — это спортивные спарринги(китайский рукопашный бой).
    Поединки проводятся в полный контакт в защитной экипировке, включающей шлем с защитой подбородка и висков, капа (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защита паха, возможно бинтование голени и бедер (по мед показаниям). Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.
  • Оцениваемая техника: удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 4 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.
    Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун) оценивается и техника (удар, бросок) и нокдаун (2 балла).
    Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут, выигрывает два раунда, противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде, сумма штрафных баллов у противника более 6, ввиду подавляющего технического превосходства, два выхода за пределы площадки.
  • Запрещенные действия: удары коленом, локтем, в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере.
  • Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику). Больше двух выходов за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран, больше 3 за бой — проигран бой.
  • Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Туйшоу
Туйшоу ("толкающие руки") — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо (борьба)
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника ("схватка" - это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).

Наверх
Традиционное ушу.
  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Байхэцюань (Кулак Белого журавля)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Вин чун (Вечная весна)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Илицюань
  • Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (?????) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (???/???) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьилюхэцюань (?????) Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий)
  • Синьицюань (???) Кулак сердца и воли)
  • Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хоуцюань (Кулак обезьяны)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шуайцзяо
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Наверх
Известные мастера ушу.
  • Янь Сичжай (1635—1704)
  • Хуан Байцзя (1643-?)
  • Чэнь Вантин (?-1719)
  • Цао Цзиу (конец XVII—начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу (1724—1783)
  • Сунь Лутан
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань (1776—1814)
  • Сун Майлунь (1809—1893)
  • Ван Чжиго (ок. 1840-?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо (1841—1902)
  • Цай Юймин (1853—1910; по другим данным 1849—1902)
  • Хо Юаньцзя
  • Ип Ман
  • Мяосин (1875—1933)
  • Тун Чжунъи (1879—1963)

  • знаменитые деятели ушу XX века
  • Чэнь Гунчжэ (1880-?)
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882—1966)
  • Ли Цзинлинь (1885—1931)
  • Чжу Гофу (1891—1968)
  • Цзян Жунцяо (1891—1974)
  • Сюй Чжэнь (1898—1967)

  • знаменитые киноактёры
  • Брюс Ли
  • Джеки Чан
  • Джет Ли

  • знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе
  • Станислав Леонидович Березнюк
  • Май Михайлович Богачихин
  • Алексей Александрович Маслов
Наверх
Новые школы кэмпо, причисляющие себя к ушу.

В 80-е и 90-е годы XX века, в последние годы существования СССР, появился ряд новых школ, официально относивших себя к ушу, хотя ряд мастеров традиционных школ называли (и называют) их самозванцами.

  • Герман Попов — школа Чой, известна также как Чой-кен-до
    изначально самозванно называла себя Чой-Ли-Фо (Ца-Ли-Фо)
    описывает себя как стиль змеи, иногда с уточнением, что это стиль удава, иногда как стиль змеи и журавля
  • Юрий Сенчуков — школа Да-цзе-шу
    в настоящее время школа переименована в Контэн. Стиль Контэн, по утверждению его автора, возник на основе хапкидо.
  • Александр Николаевич Медведев — школа, традиционный раздел которой называется Шоу-дао (и относит себя к ушу), а современный Унибос (и относится к армейскому рукопашному бою). Различие между разделами заключается не только в названии и атрибутике (форма одежды, названия приёмов, ит.п.), но и в наборе изучаемого оружия (то есть в «традиционом» разделе изучается меч, а в современном автомат со штыком). Тем не менее назвать Шоу Дао «китайским ушу» достаточно сложно. Скорее, это действительно клановое направление, разивающееся по своему сценарию, как например, И-ли-Цюань. В настоящее время классифицировать Шоу Дао невозможно ни как новодел, ни как традиционное направление.
Наверх
Ссылки.
Наверх
Литература.
Наверх
Источник Википедия


УШУ



Каталог сайтов: Экстрим
На главную!

by © 2009 AlexCAT