Русская буза

    Буза Русская - народная традиция рукопашного боя. Народная традиция русского рукопашного боя стала основой для создания в нашем отечестве в советское время, одной из лучших в мире, системы ближнего боя.


Содержание


Наша Bера

"Можно ли убивать?"
(Из послания святого Афанасия великого археепископа александрийского к Аммуну монаху.)

    Правило 1
   "... Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, на пример: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах не позволительно, а в других обстоятельствах и благовременно допускается и позволяется."

(Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинского-Истрийского. Перевод с сербского. Т. II. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. С. 355.
   Святитель Афанасий Великий, арх. Александрийский, патриарх. 373 г. Память 18 янв. и 2 мая по ст. стилю.)
читать "Русская твердыня"
Наверх

Техника.

    Материалы по боевой технике мы собираем в большой степени во время этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-западного района (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области).
    С каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) записать у одного человека практически невозможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за долгие годы антинародное и антинациональное коммунистическое руководство предпринимало все усилия к подавлению любых проявлений народной культуры и насаждению коммунистической, интернациональной, а значит обезличивающей конкретного человека "культуре".
читать далее


Наверх

Боевой пляс
Базлов Г.Н.
"О боевом народном танце"

   Приблизительно в 20-30х годах началось разделение плясовой традиции, на две или даже на три части.
   Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой элемент. Пляска и танец перестали быть игрой и развлечением участников, теперь они были призваны развлекать зрителей. С уходом умелой спонтанности, в сценический народный пляс пришёл сценарий. Действия плясунов стали жёстко регламентироваться, а это убивало инициативу, а вместе с ней и заразительность, плясовой азарт. Тем не менее, танец требовалось сделать зрелищем и по этому, движения плясуна стали оттачиваться, наподобие китайских тао-лу, японских ката или западноевропейского балета. Стали доминировать акробатические "прыжки" и "ползунки", "колёса" и "вертушки". Исполнение этих непростых элементов требовало хорошей физической подготовки танцора и специального обучения у уже умеющего так плясать ветерана. Так появилась Советская школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень нужная, для культпросвета, школа плясовой акробатики. В этих неофициальных школах, передаваясь от наставника - ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса.
   В деревенской народной традиции мужская хореография продолжала существовать, как бы, на "нелегальном" положении.
читать ещё

Наверх

Традиционная культура
Александров А.В.
«Понятие "дом" в традиционной воинской культуре»
(Отрывок)

   В традиционной культуре любое освоенное и защищённое пространство, имеющее границу, считалось домом. Тело было домом души, изба домом семьи, поселение и его окрестности домом общины и так до пределов государства, которое считалось домом целого народа. Граница "дома" была "подвижна", пространство вокруг человека могло сужаться или расширяться, в зависимости от ситуации, в которой он находился. Граница могла быть реальная или воображаемая. Реальная граница могла быть в виде черты, стены, изгороди, воображаемая определялась с помощью воображаемой линии между знаками или предметами, а так же расстоянием до брошенного или вытянутого вперёд предмета. По границе проходила невидимая стена. Несанкционированное нарушение границы должно было сигнализировать об опасности начале каких-либо действий. Граница имела разные назначения, она охраняла покой человека, отделяла миры людей друг от друга, или людской мир от мифического потустороннего. Потому она должна была быть для врагов непроницаемой. Для воина граница определялась расстоянием до упавшего ядра, стрелы, пули или расстоянием до поражающей части вытянутого копья, меча, ножа или руки. Пор все видимости, дом это древний архитип, символ защиты, безопасности, сплочённости, силы, который пронизывает разные пласты традиционной культуры, включая воинскую. Примером тому восточнославянская воинская терминология:

Стена и частокол - построения войска рядами
   Боковые стены - расположенные по флангам полки правой и левой руки или правого и левого крыла
   Бить в толщу силы-матицу - бить в наиболее укреплённый центр войска развернутого для боя
   Пробить стену, сделать коридор, улицу, переулочек, проулочек - прорыв строя противника
   Сделать площадь, обернуться и чугунный дом поставить - организовать круговую оборону в центре вражеского построения. В то же время у обычного дома как и у человека есть оки (окна), лоб, лицо (наличник), грудь (перси), зад и т.д.
   Улей - построение клином в тройке, с наиболее сильным бойцом в центре
   Идти напролом, ломить стеною - решительное наступление на укреплённые позиции противника
   Таранить, торнуть, проторить, пробить - пробить тараном стены или ворота, либо ударить кулаком или толкнуть корпусом
   Дать по ку(м)полу - ударить по голове
   Ударить по головному полку, в чело, в лоб - означает нанести удар в первую линию войска

   Аналогичная терминологии есть в других воинских культурах. В "Махабхарате" руки бойца - это его "стены и ворота". В европейских фехтовальных трактатах "стены", "окна", "железные двери", "крыша" это термины, обозначающие технику защиты оружием. В китайских трактатах войско устроенное подобно дому, имело "продольную балку и боковые поперечные колонны" призванные поддерживать её. У македонцев термин "фаланга" то есть бревно, дало обозначение строю бойцов.

Наверх
Мифология удара
Базлов Г.Н.
"Мифология удара"

   Удар в боевой и ритуальной практике воспринимался не только как начало разрушающее, но и как созидающее.

   Удар, как бы, передавал новое качество человеку или предмету, разрушая при этом его прежнее ветхое состояние.

   Удар должен был "выбить дурь" из ребёнка и "вдолбить", "вколотить" в него хорошие навыки и нормы поведения. " Для того его учитель бил, чтобы он молодчиком был". При наборе в дружину и посвящении в дружинники удар не только испытывает, но и передаёт устоявшему на ногах, новое качество, иное самоощущение и более высокий социальный статус. Подобную традицию посвящения ударом руки или клинка мы обнаруживаем и в западноевропейской - рыцарской традиции.

   Удар воспринимался как целитель. Первое, что встречал ребёнок, родившись на свет - это удар повитухи "...шлёпнешь его по попке, он закричит и задышит...". Ударом излечивали кашель постукивая по грудине, помогали подавившемуся поколачивая по спине, запускали сердце (непрямой массаж сердца при искусственном дыхании), "подковывали" ребёнка, чтоб был здоровым:

   "Кую-кую ножку, правую немножко
   Левую маленько, кую хрошенько.
   Вот гвоздь. Вот подкова. (В этом месте удар.)
   Раз-два и готово.(Удар по стопе)

   Удар - законодатель (рукобитие) был одним из ключевых моментов свадебной обрядности и при заключении договоров и решении споров. "...Я ударилсэ ведь с князем е велик заклад, Я не во сти рублей, да не во тысяци, о своей я молодецькой буйной головы..." Если мужика, сбежавшего с драки и бросившего своих товарищей, изгоняли из артели, то к нему "...подходил утаман и говорил - "Зачем же ты мене покинул?" и бил его, потом тоже все делали. После этого он и жениться - то не мог. "Всем позорно за него пойти".

   В волшебных и эпических произведениях удар является формой преображения и получения особой силы. Чтоб обернуться кем-то нужно обязательно удариться об пол или о землю.
   Ударом передается сила от одного к другому: "Как старик научил, так царевич и сделал: выбрал себе богатырского коня, ночь переночевал поутру рано встал, растворил ворота и собирается ехать. Проговорил ему конь человеческим языком "Иван- царевич ! Припади к земле, я тя трижды пихну "Раз пихнул и другой раз пихнул, а в третий не стал: "Ежели в третий пихнуть - нас с тобою земля не снесёт! В прежней бойцовской среде, да и до сих пор среди мужчин удар применяется как форма приветствия. "Подошли, стукнули друг дружку по плечам, привет! или в грудь". Вероятно, такое приветствие восходит к весьма древним формам воинского этикета (вспомним встречу Тараса Бульбы с сыном). В пользу нашего утверждения говорит также письменная и устная формы приветствия "Челом бью" (т.е. кланяюсь с ударом) и просьба "Челобитная" (т.е. усердно кланяюсь, с ударом).

   Можно, подытожив, выделить такие, наиболее наглядные, функции удара в традиционной культуре:

  1. Удар-разрушитель.
  2. Удар-созидатель.
  3. Удар-законодатель.
  4. Удар-передача силы.
  5. Удар-передача качества.
  6. Удар исцеляющий.
  7. Удар, восстанавливающий порядок и справедливость.
  8. Удар-приветствие.

   Обобщая, можно выделить основные функции удара. Это - средство, передающее некую силу и восстанавливающее утраченное равновесие сил.

Наверх
Источник: Буза Русская



Буза Русская
На главную! | Содержание!
by © 2009 AlexCAT